Били подушки, катались на санях, подвешивали холостякам на шею бревно и пекли блины: о старинных обычаях Масленичной недели рассказали в могилевском музее этнографии.

Наши предки отмечали Масленицу шумно и весело: с богатым угощениями столом, веселыми играми, песнями и забавами, интересными обычаями и хороводами. Несмотря на то, что праздник целиком и полностью языческий, в христианском мире он получил широкую популярность: многовековые традиции провожать зиму и встречать весну передавались из поколения в поколение. Со временем в Масленичной неделе даже появился религиозный элемент — Прощеное Воскресенье. Этим днем гуляния завершались и начинался Великий пост.

«У Масленицы в народном календаре не было конкретной даты: она начиналась за восемь недель до Пасхи, — делится ведущий научный сотрудник музея Жанна Климуть. — Начало праздника определялось по солнечному календарю: земледельческий год начинался с весеннего солнцестояния, и за несколько недель до этого наши предки прощались с зимой и „гукалі“ весну».

По словам Жанны Климуть, оригинальные народные масленичные обряды сегодня уже не встретишь. Сейчас на Масленицу принято печь блины и жечь чучело зимы, но раньше этот праздник был наполнен другими знаковыми обычаями и смыслами, направленными на будущий урожай и создание семьи.

«Даже в XIX столетии обычаи были далеко не такими, как в старину, — отмечает она. — Это объясняется большим влиянием церкви, когда языческие традиции постепенно отживали».

В дохристианские времена праздник был связан с покровителем домашних животных Велесом, черты которого в христианстве переняли Николай Чудотворец и Юрий Победоносец. Поэтому на Масленицу употребляли сыр с маслом — для того, чтобы коровы целый год были молочными. Много или мало молока будут давать животные, также определяли с помощью различных примет, например месяца-«маладзіка». Все зависело от того, когда он появится на небе со своими «рожками»: если в начале недели — год обещал быть богатым на удои.

В Беларуси самые яркие масленичные обряды сохранились на востоке страны — в Могилевской и части Витебской областей.

«Все праздники для человека, который жил на земле и кормился с нее своим трудом, были связаны с богатым столом по принципу: как на праздник — так и в будни, — уточнила Жанна Климуть. — Чтобы избежать бедности, стол должен был ломиться от вкусной еды — такой магией вызывали богатство. Вкусные и пышные блины в масленичную неделю ели каждый день, дополняя их различными молочными продуктами: сыром, маслом, творогом».

Сохранились также исключительно сельскохозяйственные обычаи, которые способствовали хорошему урожаю и достатку аграриев. Например, было принято мастерить большие качели и кататься на них — чем сильнее раскатаешься, тем выше вырастет лен. На Масленицу еще одной традицией, которой придавали особый смысл, стало катание с горки на санках: считалось, что лен уродит длиннее у тех, кто дальше всех съедет с горы. Для этого дно саней предварительно обливали водой и замораживали, чтобы сани летели как можно быстрее. Такие забавы в том числе должны были пробудить природу от зимней спячки.

«На Масленицу молодые люди традиционно объезжали лошадей вокруг деревни, и в этом действе тоже был обережный момент, — уточняет Жанна Климуть. — На дугу навешивали колокольчики, которые своим звоном распугивали нечистую силу. С этой же целью громко пели песни. Еще одним интересным обычаем было цепляние колоды парням, которые никак не решались жениться. От этой участи можно было откупиться пряниками и конфетами. Готовили аналогичный сюрприз и для „засидевшихся“ девушек. Группа ребят организовывала импровизированное сватовство и приносила в дом незамужней бревно. Такие шуточные обряды были направлены на создание семьи и продолжение рода».

«Бить подушки» — один из малоизвестных обычаев наших предков. «В гости к девушке, которая недавно вышла замуж, приходили проверять перину — мягкая ли она, хорошо ли взбита, — рассказывает научный сотрудник. — И если таким незваным гостям не выставишь на стол угощения, они начинали бить перину до тех пор, пока их нее не летели перья и пух. Могли также схватить с кровати подушки и выбежать на улицу с криками, что продают. В любом случае хозяйке приходилось выкупать свое добро».

Отдельное внимание на этот праздник уделялось блинам. Среди обычаев был и такой, который называли «тещины блины», когда зять приезжал в гости к матери жены, а та мазала ему голову маслом — чтобы жизнь была богатой. К слову, сыры и творог заготавливали в больших бочках, кадушках или глиняных макитрах за несколько месяцев до праздника. Для сохранности и консервации молочный продукт заливали растопленным маслом и оставляли в погребе. На Масленицу угощения доставали из закромов и ели с блинами.

«В XIX столетии масленичные блины вышли на первый план и стали главным символом праздника, — делится Жанна Климуть. — В этот же период их стали ассоциировать с солнцем. На Масленицу блинами также поминали предков — в этот период отмечали масленичные Деды. Причем поминальными считались именно пшеничные блины, которые мы сегодня печем. Раньше это блюдо делали из ржаной, овсяной и гречишной муки. А пшеница была малоурожайной — соответственно, мука из нее была роскошью. А предков надо поминать богато: как мы к ним, так и они к нам».

Масленица заканчивалась традиционным сжиганием соломенного чучела — символа всего темного, холодного и злого, а также победы света над тьмой. Тем не менее зиме тоже пели благодарственные песни, чтобы она не обиделась.

БЕЛТА


Instagram
Vkontakte
Telegram