Центр техники и творчества «Инженер будущего» открылся 6 февраля в Белорусско-Российском университете Могилева. На его базе смогут заниматься школьники, которые уже учатся в инженерных классах региона. Центр – это компьютерный класс, а также почти два десятка лабораторий вуза, где смогут вникать в суть инженерных специальностей абитуриенты.
По мнению ректора БРУ Михаила Лустенкова, появление центра – еще один шаг в направлении профориентации по привлечению молодежи, будущих абитуриентов в инженерное образование:
– Актуальность развития инженерного образования велика. Об этом говорил Президент на встрече с ректорами университетов, где отдельно обсуждалось инженерное направление. В том числе сейчас обсуждается проект концепции развития инженерного образования на 2025–2035 годы. Одно из основных его положений заключается в том, что инженерное образование не может ограничиваться только рамками университетов. Оно должно быть многоуровневым, первый уровень начинается еще в школах. Сегодня почти в двух десятках учреждений образования Могилева открыты инженерные классы, там обучаются ребята 10-х и 11-х классов, всего около 200 человек. Часть занятий проходит на базе нашего вуза. Преподаем факультативные дисциплины, также привозим школьников из маленьких городов сюда и показываем им нашу базу.
Площадка для технического творчества – это, по сути, весь седьмой корпус БРУ: лаборатории с самым современным оборудованием, где можно посмотреть, как создаются модели на 3D-принтере, работают сварочные роботы.
Михаил Лустенков уверен, что открытие новой площадки позволит усилить профориентационную работу:
– Думаю, что мы не ограничимся молодежью выпускных классов, будем приглашать к себе и ребят помладше. Бывает так, что абитуриент выбирает, куда поступить, по количеству баллов. И потом, когда уже начинают обучение, разочаровывается, уходит из профессии. А если человек поступает целенаправленно, он никогда не уйдет из профессии.
Начальник отдела по профориентационной и информационной работе БРУ Виктория Юркова напомнила, что в 2023 году при поддержке Министерства образования было принято решение о функционировании в школах инженерных классов:
– Тогда к нам обратилось шесть школ Могилева с просьбой проведения таких занятий на базе нашего университета. Программа по факультативным занятиям включает широкий спектр дисциплин, начиная от создания техники и заканчивая сварочным производством, электроэнергетикой, атомной энергетикой. В школах учителя с этим не сталкиваются, у педагогов другая сфера деятельности. Поэтому по просьбе наших могилевских школ мы организовали занятия на базе университета. В зависимости от программы это могут быть лаборатории машиностроительного факультета, IT-классы. Помимо прочего, это и выездные занятия. Мы обращаемся на предприятия города с просьбой провести там экскурсии.
Ученица 11-го класса лицея БРУ Ева Веремьева обучается на физико-математическом профиле. В рамках недели студенческой жизни посещает Белорусско-Российский университет.
– Мы общаемся с деканами разных факультетов, они рассказывают нам о каждом направлении. Можно лично подойти, пообщаться, разузнать все о специальностях. Сама как раз и поступала в лицей, потому что он дает возможность без экзаменов быть зачисленным в БРУ. Планирую какую-нибудь смежную специальность с экономикой и IT. Нагрузка в лицее действительно большая: мы немногие, кто учится по субботам. Но все дети поступали целенаправленно, проходили несколько экзаменов, помимо обычных, еще дополнительные. Все очень талантливые, интересные, умные люди, думают о своем будущем, готовы тратить силы, чтобы потом получить достойную профессию, помогать стране, – уверена Ева.
К слову, в 2024 году была реализована инициатива Совета молодых ученых при Министерстве образования по созданию пространств по интересам технического профиля на базе учреждений высшего образования. Сейчас подобные инженерные центры открываются во всех регионах страны. Председатель Совета молодых ученых БРУ Дмитрий Юманов отмечает более тесное взаимодействие науки и производства:
– Открытие центра при Белорусско-Российском университете «Инженер будущего» – это результат деятельности Совета молодых ученых. Не всегда молодой человек, поступающий в университет, планирует связать свою жизнь с наукой. Но даже просто нахождение на таких площадках, обучение позволяют ему выработать в себе нужные навыки, прикоснуться к науке на доступном языке, понять, как это все работает, посмотреть, какие вообще научные направления существуют в каком-то определенном университете или в целом в стране.
Татьяна Седунова, СБ